Вы вошли как ГостьПриветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Март » 1 » Крымский Гагат
17:00
Крымский Гагат
 Описания месторождений крымского угля встречаются ещё у Палласа, причём он довольно точно указывает адрес - верховья Альмы. Бешуй-копи открыты во время Гражданской войны - Врангелевцами - это была единственная топливная база в Крыму.. При Врангеле к этим копям была построена от станции Сирень узкоколейка, следы которой встречаются ещё по берегам Качи. После Гражданской войны шахты были восстановлены, механизированы и давали уголь уже Советской власти. В 1921г. копи выдали на-гора 3200 тонн угля. В 1941г. шахты были взорваны. Уголь Бешуй-копей некачественный, с большой зольностью и промышленной ценности не представляет. Только от большой нужды, в тяжелые годы Гражданской войны и разрухи можно было пользоваться его запасами. В настоящее время старые, заброшенные копи опасны для посещений, и только любители поделок из красивого камня-гагата, изредка встречающегося в отвалах старых шахт, посещают эти места.
      

 Что-же такое крымский гагат? В 1933 году крымовед А. Шестаков в Экономика и культура Крыма №1 писал о гагате следующее: "Гагат—черный янтарь, разновидность немаркого каменного угля с матовым блеском, легко поддающегося обработке ножом, напильником и на токарном станке. Он хорошо полируется. 
      Гагат на Крымском полуострове имеется в довольно значительных количествах: в верховьях рек Марты, Качи и Бельбека; в бывш. Коушинско-Пикинской лесной даче, в окрестностях деревни Стиля. Он большей частью не образует сплошных прослоек, а встречается в виде стволов и ветвей. По описанию проф. Двойченко встречаются куски совершенно плотного гагата с сильным блеском, великолепно принимающего полировку. 
      В 1880 годах прошлого столетия из Коушинско-Пикинского лесничества получены были образцы вполне пригодного для поделок гагата, размером до 0,5 м3 (тогда как по имеющимся сведениям обыкновенно гагат в различных месторождениях встречается в значительно меньших размерах отдельных кусков). 
      В 1835—88 гг. разведки, производившиеся на каменный уголь близ деревни Чавке и в верхней части бассейна реки Качи, обнаружили уголь, образцы которого должны быть отнесены большей частью к разновидностям гагата. 
     В деле за 1893 г. (архивный №2875) Крымского центрального архивного управления „О высылке из Симферопольского лесничества гагата в Чикаго (СШСЛ) на всемирную выставку и о продаже заарестованного (конфискованного) гагата" фигурирует прошение на имя управляющего государственным имуществом Таврической и Екатеринославской губерний от Горного управления Южной России с просьбой о высылке ,,образцов крымского гагата для коллекции южных минеральных богатств", предназначаемых к отправке на всемирную выставку в Чикаго. 
     В прошении указывается на наличие нескольких ящиков гагата, хранящихся в казарме Симферопольского лесничества с запиской о том, что этот гагат был добыт самовольно некоторыми гражданами в бывш. Коушинской лесной даче и конфискован у них. Из дальнейшей переписки видно, что всего гагата было 13 ящиков, один из них был отправлен по вышеуказанному назначению, а об остальных был поставлен вопрос о продаже (на этом дело оканчивается). 
     Это указание говорит о том, что крымский гагат необходимо использовать и что интерес к нему был проявлен свыше 50 лет тому назад, ибо указанная самовольная добыча гагата производилась в 1880 годах. 
     В статье ,,0 Бешуйских углях", помещенной в газете „Прибой" за май месяц 1919 года № 439 (в период соввласти - ревкомы), автор указывает, что ,,Некоторые пласты бешуйского угля обладают интересным качеством, а именно, не разлагаясь под действием света, воздуха и влаги, и благодаря прочному сцеплению массы, напоминающему твердость каучука, дают возможность выделывать всевозможные предметы, как то: пуговицы, письменные принадлежности и прочее". Автор выдвигает вопрос о постройке на месте добычи фабрики для использования этого угля. Автором статьи не упоминается название угля, гагат", но, несомненно, речь идет о нем. 
    Необходимо Наркомату местной промышленности заинтересоваться вопросом и детально изучить месторождения крымского гагата, возможности его использования и, может быть, в дальнейшем его экспорта."

В настоящее время основная часть входов в копи взорвана.




     Основной вход засыпан давно — то ли сама гора «вздохнула» и закрыла нанесенную когда-то людьми рану, то ли его засыпали лесники: «чтобы никакая зараза не шастала и не рылась». Можно сделать несколько шагов в глубину узкого входа, луч фонарика скользит по истлевшим деревянным опорам. Кажется, что даже вздох заставит посыпаться сверху камни и землю. Дальше идти очень опасно. 
     Гора Бешуй в Бахчисарайском районе — единственное в Крыму месторождение каменного угля. Геологи невысоко оценили месторождение — бурый уголь низкого качества, и запасы его невелики. Но вот «спутник» угля — черный поделочный камень гагат — представляет ценность.
Гора Бешуй напоминает спину огромного верблюда. Стоит приглядеться и понимаешь, что у него не два горба, а пять. Отсюда и название, «беш» по-крымскотатарски — «пять». С одной стороны ведущую к горе дорогу подпирают удивительные скалы, похожие на кусок небрежно отломанной халвы: слоистые бока с неровными выступами. С другой — крутой склон, поросший кустарником.
Когда кажется, что до горы рукой подать, серый цвет сменяется траурным, вокруг черным-черно — это угольные отвалы. Кусочки угля пачкают руки, обломки гагата выделяются среди них жирноватым смолистым блеском. Наши предки верили, что гагат излечивает от несчастной любви, оберегает от темных сил, рассеивает страхи, смягчает боль разлуки. 
Гагат в этих местах стали добывать раньше, чем началась промышленная разработка угля. Шустрый и предприимчивый народ уже рылся на месте будущей шахты в поисках крупных кусков «черного янтаря». Лесники порой ловили таких «добытчиков», отбирая камни. К 1893 году, например, в Симферопольском лесничестве накопилось тринадцать ящиков первосортного гагата. Один из них даже уехал на Всемирную выставку в Чикаго — в составе коллекции «южных минеральных богатств России». 
Руководителей мелкой симферопольской артели Бекира Селимова и Алексея Полторака в 1937 году арестовали за… изготовление крестиков и четок из гагата. Выяснилось, что — о ужас! — мастера ходили к заброшенным бешуйским копям и подбирали в отвалах кусочки камня. То есть совершали хищение полезных ископаемых. А потом следователи нашли религиозный политический подтекст в поступках артельщиков. Вернулись ли из лагерей крымчане, которым путешествие к горе Бешуй сломало жизнь, неизвестно.
Копи бросили после Гражданской войны. Правда, тогда требовался не гагат, а уголь. Им очень интересовался Врангель. Даже начали тянуть железнодорожную ветку от копий до станции Сюрень (теперь Сирень). За два года (1920 — 1921) было добыто 161706 пудов угля. Не очень высокого качества, но лучше, чем ничего. Спешка и нерегулярный подвоз продуктов стоили жизни нескольким шахтерам. Несколько раз то «красные», то «зеленые» делали налеты на бешуйские копи. В конце концов одному из отрядов удалось взорвать шахту.
После этого копи превратились в убежище для тех, кто был не в ладах с властью: сначала для сторонников белого движения, затем, в Великую Отечественную, жители поселка Чаир (он же Шахты) прятали здесь красноармейцев, потом в выработках скрывались партизаны. Жители — а население было большей частью татарское — регулярно снабжали партизан продуктами и необходимыми вещами. Один из партизанских отрядов четыре месяца стоял в деревне. Удобное место для складов и раненых, Чаир стал первым селением, сожженным немцами в Крыму. 
Сразу после войны к Бешую началось настоящее паломничество: жители соседнего села Коуш (оно тоже уже не существует) сами копались в шахте и везли в город на продажу пусть плохонькое, но все же топливо. Снова на рынках появились мундштуки и пуговицы из гагата — скорее, предмет роскоши, нежели необходимости. Гора Бешуй как могла поддерживала крымчан в тяжелое время. Переживший оккупацию в Бахчисарае Сергей Кирюшин рассказывал, что в городе ходили слухи о базах, на которых немцы прятали продукты и боеприпасы. Искали их и в бешуйских шахтах, группы людей забирались в старые, поврежденные взрывами ходы — и не всегда выбирались наружу. В год освобождения от оккупации в шахтах нашли останки нескольких людей. Говорили — погибших партизан. Где их похоронили — неизвестно. На территории между несуществующим Коушем и уничтоженным Чаиром есть братская могила, где лежат партизаны, сражавшиеся в этих местах. А ближе к Бешую — современный памятник, несколько лет назад появившийся на зеленом холмике. «12 отряд, 7 бригада, Южное соединение крымских партизан. Погиб в бою Мустафаев Виждет. Коуш-каю, 1920 — 1944. От братьев» — выбито на табличке под фотографией юноши в буденовке.
…У горы Бешуй время от времени появляются люди. Большая часть их наслаждается видами и чистым воздухом. Меньшая приходит сюда… с лопатами. Может быть, идут они по следу старой легенды — о спрятанных еще до революции или во время Гражданской войны ящиках первосортного гагата.

Просмотров: 1595 | Добавил: Nedra | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Pupa  
0
Очень интересно, я уже слышал о гагате раньше, но ни когда не знал, что он есть у нас в Крыму.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]